Светлое, темное и нефильтрованное – три кита пивной культуры России. Правда с приходом огромного количества мелких региональных пивоварен последняя характеристика становится всё менее актуальной. Ибо подавляющее большинство сортов, производимых регионалами – нефильтрованное, если не сказать - живое. А вот хорошо это или плохо, посмотрим на примере новосибирской пивоварни BEERFACTORY .
И начнем мы разговор с самого дна, а точнее сказать – днища! С сорта МАРТОВСКОЕ, оно же Мэрцен. На самом деле уже по крепости можно было догадаться, что мартовским пивом тут и не пахнет: при необходимых по стилю 5,8-6,5% алкоголя в новосибирском варианте было всего лишь 4,6%. Очень мало… Зато настойчиво пахло пшеничными дрожжами со всеми их фенольными жгуче-жирными нотами. Во вкусе явственно доминировала вязкая недопечённая пшеничная булка со специями. Тяжко, липко и совершенно мимо стиля. Я уж было готов был расстроиться, но новосибирцы не планировали сдаваться.
Дальше на арену выступили два брата-близнеца Хеллес и Пилснер. В обоих случаях аромат был на грани фола – водопроводный душок, чуть сернистых соединений и скошенная свежая трава. Разница между ними была крайне тонкая: хеллес стремился к нейтральному зерновому тону, пилснер же, как и положено, раскрывался ощутимой травянистой горечью. И всё было бы прекрасно, но вот на финише снова вылезла вязкая хлебная опара, и запорола всю хрусткость и легкость. Ох не зря, баварцы и чехи фильтруют свои лагеры до кристальной чистоты, ох не зря. Это были бы отличные сорта, если бы не эта остаточная дрожжевая нота. А так максимум выше среднего, и то спасает именно свежесть пива.
А вот Богемский Дункель (по-советски – Бархатное) умело скрывает свою нефильтрованность за карамельным и даже шоколадным тоном. Здесь дрожжевое послевкусие очень удачно сочетается со специальными солодамии играет в оттенки вкусов от леденцов на палочке до свежего бородинского хлеба. Мягко, приятно и вкусно. И даже не отдает кисло-сладкой водичкой как магазинный Велкопоповицкий Козел.
Но королем всего этого царства можно считать новосибирский Хевевайцен. Кто меня знает, я обычно крайне строг к данному сорту. И тут всё сложилось удачно: и нефильтрованность, и максимальная свежесть (пиво бродит буквально за стеной ресторана!), и я нашел в нём все что люблю. В аромате мягкий, благородно гвоздичный тон, с легким фоном бананов, который не вылазит на первый план. Тело пива жирное, пушистое с приятным леденцовым тоном и жгучими гвоздичными маслами. А на финише чуть-чуть банановой кожуры. Очень хорошо, почти отлично и явная заявка на лучшее пшеничное пиво года.
Почему так случилось? Да потому что Хеллес, Пилснер и, прости Гамбринус, Мэрцен у Beerfactory нефильтрованые. Но в этих стилях нечем прикрыть огрехи брожения и остаточных дрожжей, они нежные, чистые и крайне сбалансированные. И от этого обидно за Пилснер и Хелле. По ним чувствовалась вся сложная работа пивовара, но маленькая деталь и паззл не сложился… Поэтому в отсутствие технической фильтрации уж лучше варить мощные, характерные сорта типа IPA, пшеничек и бельгийских вариантов. Они прощают многое, да и народ уже попривык…